Досудебное урегулирование налоговых споров

Налоговый кодекс (ст. 138, п.2) четко регламентирует порядок решения в досудебном порядке налоговых споров относительно камеральных и выездных проверок налоговыми органами. Согласно НК Вы имеете право в суде обжаловать решение, принятое в результате налоговой проверки, исключительно после направления письменной жалобы в вышестоящие налоговые органы.

Досудебное решение налоговых споров вверено подразделениям налогового аудита, которые призваны обеспечивать реализацию прав налогоплательщиков в полной мере.

Плюсы досудебного решения налоговых споров
Первое и, пожалуй, главное преимущество досудебного урегулирования — это скорость рассмотрения дела. При обращении в суд, время, затраченное на разбирательство по налоговому вопросу, в разы превысит сроки досудебного урегулирования.

Кроме того составление и направление жалобы для досудебного разбирательства является менее трудоемким процессом для юриста в сравнении с судопроизводством.
Подача жалобы налогоплательщиком не облагается налоговой пошлиной.

В случае принятия жалобы налогоплательщика вышестоящими налоговыми органами подлежат приостановлению действия по исполнению обжалованных решений. Соответственно не взыскиваются до вынесения решения вышестоящей инстанцией и суммы, которые были доначислены в результате налоговой проверки.

В результате можно увидеть, что досудебное урегулирование позволяет в кратчайшие сроки и при минимальных финансовых затратах восстановить нарушенные права налогоплательщика без обращения с судебные инстанции.

Основания для возникновения налоговых споров
В качестве основных причин споров в области налогообложения можно назвать такие:
— разночтения и неоднозначное толкование налогоплательщиками и налоговыми органами различных норм и законов;
— некорректное исполнение налоговых норм и законодательных актов;
— зачастую решение налоговых споров предполагает подачу дополнительных данных, так налогоплательщиками могут быть предоставлены документы, которые не были предметом налоговой проверки, однако влияющие на решение об отсутствии либо наличии нарушения законодательства;
— ненадлежащее проведение процедур налогового контроля, а именно проверок, осмотров и изъятия для проверки требуемых документов, допросов, выставления требований о предоставлении данных и т.п.;
— ошибки в вычислениях, допускающиеся при финальном оформлении результатов проверки;
— прочие обстоятельства, которые провоцируют возникновение конфликта и требуют вмешательства и разъяснения со стороны вышестоящих органов.

При возникновении налоговых споров налогоплательщик может обратиться за консультацией и помощью в специализированные налоговые агентства либо же юридические конторы общей юрисдикции.

Компания «Экстренная юридическая помощь 911» может предоставить Вам помощь в урегулировании налоговых конфликтов, так как имеет в штате специалистов в сфере налогового права. Записаться на консультацию можно по тел. +7(495)-374-81-91.

Подача налогоплательщиком жалобы либо заявления
К числу обязательных для попытки урегулирования в досудебном порядке споров относятся жалобы на привлечение либо отказ от привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. В иных случаях предполагается одновременное или дальнейшее рассмотрение налогового спора в суде.

После проведения налоговой проверки и по ее итогам представители налоговых служб составляют акт, который в 5-тидневный срок должен быть передан проверяемому лицу или организации. При получении акта проверки налогоплательщик имеет первый шанс оспорить мнение налоговых органов, если он не согласен с фактами и предположениями, отображенными в акте налоговой проверки.

Свои возражения, изложенные в письменном виде в установленной форме, налогоплательщик имеет право подать в вышестоящие налоговые инстанции в 15-тидневный срок с момента получения акта проверки.
Письменные возражения от группы налогоплательщиков могут быть приняты в 30-тидневный срок с даты составления соответствующего акта. Документ должен направить ответственный представитель группы.

В случае задержки подачи налогоплательщиком письменного возражения в установленный срок, но до вынесения решения по результатам данной проверки, налоговый орган обязан принять данный документ к рассмотрению, оценить его и учесть, принимая итоговое решение.

Если возражение будет рассмотрено, налоговые органы должны будут принять одно из следующих решений:
— привлечь к ответственности за налоговое правонарушение;
— отказаться от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Вступает в силу принятое решение через 10 дней после вручения оного лицу, по отношению к которому оно было вынесено. Данное решение может быть обжаловано до момента вступления его в силу. Для этого налогоплательщик обязан подать в орган налоговой службы, который вынес решение, апелляционную жалобу.

Регламентирует форму и порядок подачи апелляционной жалобы с перечнем необходимых для приложения к ней документов Информационное сообщение от 15 февраля 2011 года ФНС РФ.

Похожие услуги